Подпишитесь на наши новости. Введите ваш email

Междисциплинарные подходы к обучению. Руководство к действию

Междисциплинарная модель обучения привлекает все большое количество педагогов во всем мире как в школе, так и в высших учебных заведениях. Артур Х. Голдсмит из Вашингтонского университета опубликовал на портале для преподавателей "Педагогика в действии" (Pedagogy in Action) материалы о междисциплинарном подходе к обучению, которые могут стать практическим пособием не только для преподавателей из США, но и из любой другой страны.

Для начала необходимо понять, что проф. Голдсмит подразумевает под "междисциплинарным обучением".

Междисциплинарное обучение влечет за собой использование и интеграцию методов и аналитических основ из более чем одной академической дисциплины для изучения темы, проблемы, вопроса или темы. Отличительной чертой междисциплинарного образования является интеграция понятий и руководящих принципов из нескольких дисциплин для систематического формирования более полной и, надеюсь, согласованной структуры анализа, которая предлагает глубокое понимание изучаемой проблемы.

Зачем преподавать междисциплинарно?
Возникающая точка зрения в высшем образовании подчеркивает, что полное понимание сегодняшних проблем реальной жизни требует междисциплинарного анализа. Например, когда общество и политики решают вопрос о повышении минимальной заработной платы, они обязательно будут опираться на экономику, теории социальной справедливости и социальную психологию. Ясно, что понимания единой дисциплинарной базы недостаточно для решения такой сложной проблемы. Учащиеся, которые регулярно участвуют в классных беседах и получают задания, решая реальные проблемы междисциплинарным способом, развивают познавательные способности  лучше понимать сложные проблемы и находить жизнеспособные решения.

Как преподавать в междисциплинарной манере?
Педагоги должны демонстрировать или моделировать для учащихся, как подходить к проблемам междисциплинарным образом. Обучение на основе дисциплин сегодня является стандартной структурой обучения, и учащиеся не знают, как синтезировать или интегрировать идеи из ряда дисциплин во всеобъемлющую структуру анализа. Самая сложная часть междисциплинарного обучения заключается в том, чтобы перейти от изучения проблемы через призму нескольких дисциплин к синтезу и интеграции идей в более всеобъемлющую структуру анализа. 

Эффективное планирование и реализация междисциплинарных исследований в классе, согласно работе Артура Х. Голдсмита, независимо от уровня или типа класса, включает шесть ключевых шагов.

1. Предварительное планирование определяет темы, которые должны быть изучены в междисциплинарной манере. На этом этапе преподаватель определяет необходимые области знания и разрабатывает план работы и систематизированный список вопросов.

2. Знакомство с  методологией. На этом этапе преподаватель должен:

- объяснить студентам преимущества междисциплинарного обучения перед дисциплинарным;
- раскрыть важность интеграции идей и подходов из разных дисциплин для формирования структуры анализа, которая приведет к глубокому пониманию сложных вопросов;
- дать понять, что будет моделироваться междисциплинарный подход к проблеме, и что в конечном итоге их попросят овладеть этим навыком;
- избавить от опасений учащихся, отметив, что им будут даны задания, которые помогут им достичь этой цели, практикуясь в подходах к темам в качестве междисциплинарных исследователей.

3. Вовлечение. На этом этапе преподаватель моделирует, как исследовать вопросы с междисциплинарной точки зрения. Репко и Велч (2005), ведущие деятели движения по продвижению междисциплинарного образования, выделяют 9 шагов, которым нужно следовать, чтобы вовлечь студентов в междисциплинарное исследование.

4. Практика междисциплинарного мышления. Перед учащимися может быть поставлена ​​задача переосмыслить проблему, обсуждаемую в дисциплинарной манере в классе, применив другую дисциплину и затем попытавшись синтезировать и интегрировать свой анализ. Класс разбивается на небольшие группы (в рамках семинара или спецкурса), каждая группа готовит свой анализ междисциплинарного процесса и рассматривает другие дисциплинарные перспективы, синтезирует их и интегрирует. 

5. Обратная связь. Цель заключается в том, чтобы предоставить студентам обратную связь об их способности понять и обозначить основную структуру и аналитическую основу соответствующих дисциплин (мультидисциплинарное мышление) и провести комплексный анализ (междисциплинарное мышление). В ходе совместной работы преподаватель и учащиеся выявляют области, требующие дополнительного развития навыков. 

6. Оценка. Учащиеся должны периодически заниматься самооценкой, оценивая свою способность: определять структуру нескольких дисциплин, которые подходят для решения проблемы, синтезировать идеи из нескольких дисциплин и интегрировать идеи из разных дисциплин. Эта информация позволит им оценить свой прогресс, выявить проблемные области, обратиться за помощью и установить цели для улучшения.

Подробнее о междисциплинарном подходе к обучению, о возможных проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели, о способах интеграции дисциплин - можно прочитать на сайте https://serc.carleton.edu/