Международные сделки в крупных корпорация не заключаются без экспертизы, сделанной знатоком культуры страны-партнера. Мало кто знает, что такой эксперт называется «культурологом», и популярность этой специальности растет вместе с ростом востребованности на специалистов «широкого профиля» в области гуманитарных наук, обладающих не просто теоретическими знаниями, но и междисциплинарными подходами к решению прикладных задач.
На сайте информационного портала о высшем образовании Quacquarelli Symonds в конце 2019 года было опубликовано интервью с директором Tmrw Institute, организации, которая занимается интеллектуальным лидерством и которая фокусируется на роли EdTech и технологий для образования и обучения, от политики к практике. Карла Аэртс увлечена объединением образовательных и технических сообществ, гарантируя, что edtech выполнит свое обещание по распространению качественного образования на каждого ребенка в мире.
FINTERDIS - это академическое сообщество, основанное в октябре 2018 года, которое поддерживает междисциплинарные исследования и обучение, как в Финляндии, так и за рубежом. FINTERDIS стремится поддерживать исследователей, начинающих карьеру (ниже уровня доцента), и студентов в их усилиях по объединению различных областей и подходов, сотрудничая с более продвинутыми учеными с междисциплинарными интересами.
Согласно рейтингу Times Higher Education World University Rankings 2020, Университет Хельсинки (HU) входит в топ-100 лучших учебных заведений мира. Он также входит в 1% лучших исследовательских университетов мира. Но не только это значимо для многих студентов, в том числе и иностранных, которые останавливают свой выбор на HU. Университет активно занимается решением глобальных проблем; их междисциплинарные исследования, преподавание и обучение на высоком уровне генерируют новые знания и ноу-хау на благо человечества.
17-23 февраля 2020 года на пороге Сибирской Арктики - в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) был организован Междисциплинарный полевой курс «Арктические междисциплинарные исследования - ARCTIS2020» в Российской Арктике. Организаторами выступили Ассоциация полярных молодых ученых в России (APECS Russia) и Полярная сеть Великобритании (UK Polar Network) совместно с Кольским научным центром РАН, Югорским государственным университетом, при поддержке Научной и инновационной сети Великобритании, а также Британского посольства в Москве.
В июле 2020 на сайте журнала INNOVATION была опубликована статья, рассказывающая о докторе Питере Беке, профессоре и координаторе экологической науки и политики в Университете Св. Эдварда (США) и о том как с помощью междисциплинарных исследований он и его команда пытаются повлиять на решение острейшей проблемы вырубки лесов в тропиках. Решение проблемы вырубки лесов в тропиках чрезвычайно важно, поскольку тропические леса представляют собой одну из самых ценных экосистем на Земле.
Искусство это больше, чем эстетика. Оно может помочь в понимании сложных идей, иллюстрируя взаимосвязи и длинные цепочки специальных терминов.
Например, изображение может более объяснить, как изменение температуры создает различные оттенки красного стекла, изменения в дизайне очков или принцип работы литий-ионной батареи. В классе доцента искусства и дизайна Гекхана Эрсана студенты объединяют научные исследования с помощью искусства, чтобы объяснить эти и другие сложные концепции.
Успех междисциплинарных подходов к решению научных задач иллюстрируют конкретные примеры. Об одном из них можно прочесть в статье Джошуа Финкельштейна, Келли Маклафлин и Майкла Левина, опубликованной в журнале The Scientist в конце 2019 года.
Междисциплинарная модель обучения привлекает все большое количество педагогов во всем мире как в школе, так и в высших учебных заведениях. Артур Х. Голдсмит из Вашингтонского университета опубликовал на портале для преподавателей "Педагогика в действии" (Pedagogy in Action) материалы о междисциплинарном подходе к обучению, которые могут стать практическим пособием не только для преподавателей из США, но и из любой другой страны.
Для начала необходимо понять, что проф. Голдсмит подразумевает под "междисциплинарным обучением".
Приверженцы междисциплинарного подхода утверждают, что успешное решение зависит от мышления, гораздо более широкого, чем может предложить любая дисциплина. Именно поэтому стратегия «культивировать образ мышления, сочетающий в себе идеи с разных точек зрения» завоёвывает все большее количество последователей.
Одними из таких последователей являются Джонатан Адлер, доцент кафедры психологии; Кейтрин Линч, профессор антропологии и Роберт Мартелло, профессор истории науки и технологий Инженерного колледжа Олина.
Современная наука богата данными, но бедна открытиями – так считает Вики Чендлер (Vicki Chandler) - главный научный сотрудник Фонда Гордона и Бетти Мур.
Ученые практически во всех областях - от генетики до нейробиологии, от физики до экологии - генерируют беспрецедентные объемы данных со скоростями, которые казались бы научной фантастикой всего несколько лет назад. Впервые в истории исследователи регулярно собирают больше информации, чем могут анализировать осмысленно.
Их слоган: «Для тех, кто хочет формировать мир, а не просто вписывается».
LIS - это команда ученых, успешных предпринимателей и педагогов. Они совместно разработали междисциплинарную программу, которая включает в себя целенаправленное обучение по целому ряду дисциплин в области науки, искусства и дизайна, технологий, социальных наук и гуманитарных наук.
Успешным опытом междисциплинарного сотрудничества могут похвастаться не только зарубежные институты, но и ведущие ВУЗы России. Один из примеров такого удачного проекта - Международная лаборатория логики, лингвистики и формальной философии НИУ ВШЭ. Интервью с ее заведующей Еленой Драгалиной-Черной цитируем на нашем портале. Елена Григорьевна отвечает на вопросы: Что связывает философов, лингвистов и логиков? Как подружиться с десятком иностранных центров за полтора года? Может ли наука изолироваться от внешнего мира?
Тель-Авивский университет занимается разрушением барьеров между факультетами, которые раньше пренебрегали взаимодействием.
Стремление повысить возможности трудоустройства после университета в мире высоких технологий, и связанное с этим изменение предпочтений абитуриентов ВУЗов при выборе специальностей, привели к так называемому «гуманитарному кризису». В то время как университеты всегда были сосредоточены на воспитании пытливых умов и развитии следующего поколения исследователей, помимо простой подготовки студентов к труду, в настоящее время от академических учреждений все чаще требуется реагировать на растущие потребности абитуриентов поколения Миллениума.
Пример кооперации институтов из разных стран для осуществления междисциплинарных исследований.
22 марта 2019 года Научный институт Вейцмана в Реховоте (Weizmann Institute of Science), Израиль, и Институт Кюри (Institut Curie) в Париже, Франция, два крупнейших исследовательских института мирового уровня, подписали историческое партнерское соглашение, которое позволит ученым этих институтов работать в тесном сотрудничестве, чтобы повысить уровень знания в области физики и химии, а конкретно - в области исследований рака. Это важный этап в истории этих двух институтов, которые работают вместе в течение 15 лет, особенно в области биофизики.
Политики, спонсоры и руководители университетов по всему миру - все пропагандируют междисциплинарность. Но что на самом деле означает эта концепция? Способна ли действительно она воплотить идеи, которые пропагандирует? И как эффективнее ее (междисциплинаронсть) развивать? Об этом - интереснейшая статья Элли Ботвелл.
Ли Кронин возглавляет одну из крупнейших в мире междисциплинарных исследовательских групп по химии. Его команда из 65 человек проводит исследования, охватывающие 20 различных дисциплин, с целью создания искусственных форм жизни и выявления инопланетной жизни.
Продолжая тему ложного междисциплинарного сотрудничества, приведем статью двух психологов - Роя Хесслеса из Утрехтского университета в Нидерландах и Алана Кингстоун из Университета Британской Колумбии в Канаде. Они утверждают, что давление на исследователей с целью создания больших междисциплинарных групп может привести к фиктивному сотрудничеству, которое подрывает целостность исследований. Они представили свои взгляды в препринте, опубликованном на PsyArXiv. Там сказано, что финансирующие учреждения и организации должны прилагать больше усилий для обеспечения подлинности междисциплинарных команд, претендующих на получение грантов.
Успешно заканчивают в 2020 году свое обучение магистранты пилотного набора на Междисциплинарную магистерскую программу «Информационные технологии, биоинформатика и цифровые агротехнологии» Новосибирского Государственного университета. Они начали свое обучение в 2018 году.
Программа направлена на подготовку высококлассных специалистов-информатиков и биоинформатиков, обладающих знаниями в области селекции и генетики, агротехнологии, способных к разработке современных информационных технологий.
«Это не всегда намеренно».
По материалам статьи Лянхао Дай (Lianghao Dai) в Nature Index.
«Ложное» междисциплинарное сотрудничество (МДС) происходит, когда ученые – представители различных дисциплин, подписываются под междисциплинарным исследовательским проектом, но интеграции знаний не происходит, потому что они в конечном итоге работают над своими индивидуальными или междисциплинарными исследованиями индивидуально.
Таково мнение нового президента Европейского исследовательского совета Мауро Феррари.
Выступая на Всемирном Экономическом Форуме Феррари озвучил свое видение развития европейских научных исследований. Основной своей задачей как руководителя высшего органа финансирования исследований в ЕС он видит вывод «супердисциплинарной» науки на уровень господствующей тенденции.
Несколько лет, с 2014 года, в Университете Тампере успешно развивается Центр междисциплинарных исследований нарративов Narrare, который был организован единомышленниками - специалистами из области литературоведения и социальных наук, фактически занимавшихся реализацией этого междисциплинарного проекта на протяжении 20 лет.
Один из примеров поддержки междисциплинарных исследований – опыт Парка Открытий Университета Пердью (Purdue University's Discovery Park). Весной 2019 года в Университете состоялся финал конкурса Big Idea Challenge 2.0, победители которого получили первоначальное финансирование своих проектов, направленных на решение глобальных проблем.
Рассказывая об опыте научных организаций и учебных заведений, которые стремятся способствовать развитию междисциплинарных исследований на различных уровнях, мы бы хотели рассказать о Католическом университете Лёвена (KU Leuven), Фландрия, Бельгия. В 2019 году ученый совет Университета утвердил формат и порядок подачи заявок на так называемые «институты Лёвена».
Это совместный проект Академии Финляндии, Независимого исследовательского фонда Дании, Шведского исследовательского совета, Исследовательского совета Норвегии и NordForsk. Цель Программы междисциплинарных исследований является продвижение высококачественных исследований снизу вверх, которые объединяют и интегрируют навыки и знания из различных дисциплин.
С каждым годом необходимость междисциплинарных исследований признается все большим количеством стран на уровне крупных научных центров, учебных заведений и правительств. Они необходимы для получения инновационных результатов исследований, и нарастает все более насущная глобальная потребность в научных исследованиях, которые осмеливаются
Междисциплинарные исследования играют всё более важную роль в процессе формирования научной картины мира. За последние годы было сделано множество попыток сформулировать, в чём же заключается суть процесса таких исследований. Приведём два наиболее известных определения.
Книга «Rethinking Interdisciplinarity across the Social Sciences and Neurosciences» (Felicity Callard и Des Fitzgerald).
По материалам «The Guardian».
Сегодня о междисциплинарности говорят все: финансовые фонды и научные журналы, аналитические центры и политические институты – все согласны с тем, что будущее научных исследований лежит вне жёстких дисциплинарных границ. Британская академия, например, проводит анализ "релевантности междисциплинарности по отношению к инновациям» и изучает вопрос «как ученые могут сделать карьеру в области междисциплинарных исследований». Журнал «Nature» опубликовал специальный выпуск, посвящённый междисциплинарности.
Всемирный день науки (World Science Day) или более официально — Всемирный день науки за мир и развитие (World Science Day for Peace and Development) отмечается ежегодно 10 ноября с целью осветить важность роли науки на современном этапе развития и необходимость вовлечения широкой общественности в обсуждении новых научных вопросов.
В статье, опубликованной в журнале «Nature», рассматриваются пути выведения первых попыток взаимодействия между социальными науками и биофизикой на уровень полноценного сотрудничества.
В настоящее время преодоление разрыва между естественными и социальными науками имеет решающее значение. Это обеспечит условия для глобального устойчивого развития, которое подразумевает социальную интеграцию, экологическую устойчивость и экономическое процветание. Устойчивое развитие – это классическая проблема, характеризующаяся размытыми требованиями, нечеткими границами и спорными вопросами, которые ни одна из научных дисциплин не может решить самостоятельно.
10 – 12 августа 2016 в Севастополе на базе Института морских биологических исследований имени А. О. Ковалевского РАН прошло рабочее совещание по теме «Теория и практика управляемого фотобиосинтеза микроорганизмов в промышленных масштабах». Совещание было организовано по инициативе лаборатории «Управления биосинтезом микроводорослей» отдела биотехнологий и фиторесурсов ИМБИ совместно с Междисциплинарной коммуникативной платформой (МКП) «Пи-Сфера».
26 мая в Петергофе состоялось совещание «Перспективные функциональные наноматериалы»
В 1998 году новаторский мыслитель и выдающийся биолог ЕО Вилсон предупреждал о научной сверхспециализации – хранилища силоса «должны быть снесены ради прогресса человечества». Социобиолог Ребекка Коста в 2010 году утверждала, что «чем больше силоса становится и чем лучше укрепляют его хранилища, тем дальше человечество отклоняется от единого, системного подхода к нашим самым серьезным угрозам».
14 марта во всем мире отмечается День числа “π”! Поздравляем всех с праздником! :)
В системе высшего образования нужно сломать барьеры, стоящие на пути межпредметного обучения.
«Итак, какова тема вашей диссертации?» Это обыкновенный вопрос в стандартной ситуации: человек просто пытается завести беседу и задаёт очевидный вопрос, подразумевающий простой ответ. Однако в моём случае, как правило, возникает неловкое молчание, пока я стараюсь сформулировать короткий и не слишком запутанный ответ.
Масштабы и влияние исследований, соединяющих дисциплины
Учёные, политики и фонды отводят междисциплинарной работе решающую роль, но как широко междисциплинарность распространена и каково её реальное воздействие? Эту концепцию сложно определить и измерить, однако данные по дисциплинам статей в журналах и по степени цитирования говорят о росте и о влиянии междисциплинарных исследований.
(Доклад подготовлен Австралийским Советом Академии Наук ACOLA)
ВЕДЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Финляндия оставляет позади традиционное преподавание предметов в школах в пользу тематического, так называемого «феноменального обучения». Математика, история и наука не будут больше преподаваться раздельно – границы между ними будут размыты, и школьники будут обучаться сразу нескольким предметам. По материалам ресурса EducationNews.org.
Необходимость ответа на глобальные вызовы современного общества (охрана окружающей среды, энергетика, инфраструктура, безопасность) привела к появлению в последние годы нового способа ведения политики исследований и инноваций. По материалам новостного ресурса ScienceNordic.com.
Так же как преподаватели здравоохранения сочетают потенциальную ценность и практическую реализацию интерпрофессионализма в своих учреждениях, так и мы должны многому научиться из истории и растущего объёма литературы по междисциплинарному сотрудничеству в университетах.
В канадском Каслгаре есть магазин для гольфа, который также оказывает услуги по ремонту пылесосов, а в одном чешском городке магазинчик предлагает купить вино и нижнее бельё. Такие необычные сочетания забавляют своим ограниченным предложением, но, в конце концов, нет ничего забавного в том, что бы торговый центр предлагал ремонт оборудования и продавал гольф клубы, вино, нижнее бельё и всё остальное под солнцем.
ЮНЕСКО обнародовала доклад «UNESCO Science Report: towards 2030» — обзор основных тенденций развития мировой науки за последние пять лет. Каждые пять лет ЮНЕСКО делает доклады, основная цель которых — проследить развитие науки как социального института, ее вклад в мировую экономику и решение стратегических проблем, которые ставит перед собой ЮНЕСКО.