Так же как преподаватели здравоохранения сочетают потенциальную ценность и практическую реализацию интерпрофессионализма в своих учреждениях, так и мы должны многому научиться из истории и растущего объёма литературы по междисциплинарному сотрудничеству в университетах.
Эта статья посвящена определениям и формам междисциплинарного исследования, его преимуществам и драйверам. По материалам сайта Академии по Академическому Лидерству.
Интерпрофессионализм подразумевает больше, чем одну из медицинских наук, так и междисциплинарные исследования и образование влекут за собой две или более традиционно отведенных учебных дисциплин. Эти дисциплины стали университетскими кафедрами в 1890-х годах, и, так как в 20 веке их количество разрослось, то каждая стала стремительно развиваться как специализированная наука и практика со своим собственным языком, научно-исследовательской методологией, стандартами и протоколами, ассоциациями, конференциями и публикациями. И такая дисциплинарная структура в значительной степени сохраняется и сегодня. Ведь большинство из нас, вероятно, получили свои учёные степени в рамках одной академической дисциплины.
Анализируя границы дисциплин, исследователи различают мультидисциплинарные и междисциплинарные барьеры. Мультидисциплинарность охватывает «две или более различных дисциплины, которые изучают проблему с помощью своих собственных методов на уровне, который требует сотрудничества», и достигают «выстроенных, но отдельных целей», как объясняют Сидлок и Хибберт в своём обзоре литературы. А в междисциплинарности, напротив, - отдельные дисциплины выходят за рамки сотрудничества к коллаборации и совместным усилиям для достижения общей цели. По словам Сидлока и Хибберта, «они объединяются для того, чтобы обеспечить синтезированный, системный подход и коллективный результат». Понятие совместного усилия было разработано Комитетом по содействию междисциплинарным исследованиям, основанным Национальной Академии Наук и Институтом Медицины, и оно также является ключевым в определении междисциплинарного исследования: это «способ исследования группами или индивидами, который интегрирует информацию, данные, методы, инструменты, перспективы, концепции и /или теории из двух или более дисциплин или специализированных областей знания для продвижения фундаментального понимания или решения проблем, невозможного в рамках одной единственной дисциплины или научно-практической области». Отметим, что ни одно из этих определений не предполагает отказа дисциплины от своей самобытности или автономии в качестве отдельных единиц. Главное здесь - использование знаний и практик, разработанных этими единицами для совместных открытий и изучений.
Тем не менее, междисциплинарность, как и интерпрофессионализм, проявляется в различных вариациях. И вот как их освещают Сидлок и Хибберт. Во-первых, они определяют спектр на основе контекста и долговечности исследовательской интеграции. Внизу спектра находятся разовые «проектные сотрудничества», они «временные и ориентированы на проблему», а наверху – «само дисциплинарное сообщество» включая исследователей, которые «неоднократно участвуют в междисциплинарных долгосрочных исследованиях», как правило, в научно-исследовательских кластерах или центрах. Второе различие касается процесса, с помощью которого происходит интеграция. Сидлок и Хибберт различают обмен знаниями, в котором «знание передаётся от одной дисциплины к другой, чтобы решить проблему или развить принимающую дисциплину», и создание знаний, где «знания из двух дисциплин объединяются для разработки новых понятий или приложений».
Сочетание этих двух различий позволяет сформулировать четыре способа междисциплинарной интеграции:
1. обмен знаниями между дисциплинами на уровне краткосрочного проекта,
2. обмен знаниями между дисциплинами на уровне долгосрочного сообщества,
3. создание знания долгосрочными междисциплинарными сообществами.
Если взять как пример медицинские профессии, то можно обозначить первым способом курс, где стоматологический факультет обучает студентов педиатрической направленности обследованию ротовой полости младенцев. В то время как научно-исследовательский проект, в котором педиатрический и стоматологический факультеты работают вместе ради повышения грамотности сообщества молодых матерей в сфере здоровья ротовой полости, относится к третьему способу. Если же члены этих факультетов будут продолжать сотрудничать долгое время, возможно, за счёт поддержки институтов или грантов и через ряд совместных исследований создадут новое знание об уходе за полостью рта младенцев, их работа проиллюстрирует уже четвёртый способ междисциплинарной интеграции.
Подобные таксономии начали появляться в научной литературе одновременно с ростом всеобщего внимания в последние десятилетия к междисциплинарности (и интерпрофессионализму, который не заменил собой первую). В 2005 году Национальные Академии Наук и Ассоциация Американских Университетов опубликовали доклады, призывающие университеты «измениться ради разрушения структурных барьеров, которые мешают исследователям участвовать в междисциплинарных коллаборациях». Университеты должны стать так называемыми «учреждениями без стен» и с «высокой степенью гибкости и мобильности для студентов и преподавателей, а научно-исследовательских работы необходимо организовывать вокруг проблем, а не дисциплин». Точно так же отчет 2006 года Национальных Институтов Здравоохранения «подтвердил тенденцию снятия искусственных барьеров организаций с дисциплин». И эти национальные заявления уже отражены в порядке выдачи грантов для финансирования учреждений, начиная от НИЗ и Национального Фонда Науки до частных фондов. Некоторые университеты имеют давнюю традицию приверженности к междисциплинарности, и они мотивируют очень многих на создание инициатив, поддерживающих междисциплинарные исследования и образование. Как свежий пример - новая модель Университета Брауна (при поддержке Фонда Эндрю Меллона), в котором студенты защищают дипломы одновременно в двух различных областях.
В основе всех этих преобразований лежит мысль, что междисциплинарные исследования и образование ведут к повышению креативности и инноваций. Главной движущей силой является широкое признание того, что решение сложных задач требует экспертного знания нескольких дисциплин, а также что современным и будущим учёным должно быть удобно пересекать границы дисциплин. Вопросы охраны окружающей среды, бедности, национальной безопасности, и здравоохранения привлекают широкий круг заинтересованных и, следовательно, должны решаться с помощью такого же широкого круга инструментов, методов и практик.
Преподаватели и студенты сообщают о том, что междисциплинарные исследования заряжают их энергией. Статья из Хроники высшего образования приводит слова студентов междисциплинарных программ Политехнического университета Виргинии о том, что «они хотят сделать что-то значимое и пытаются решить большие проблемы, такие как еда или здравоохранение» и что у них «на уме больше, чем просто рынок труда». До сих пор очевидность этого драйвера для междисциплинарности несколько анекдотична, хотя в одном экологическом проекте исследователи естественных и социальных наук обнаружили, что «формулировка новых перспектив и интеллектуальная стимуляция наиболее часто сопоставляются с самой большой наградой». Другая группа начинающих исследователей выявила также множество преимуществ, включая помощь в «понимании огромного вклада в их проект других наук и своей родной дисциплины, решение социальных вопросов, развитие способности задавать инновационные вопросы», а также помощь в «карьерном продвижении».
Понятия и драйверы междисциплинарного сотрудничества, изложенные здесь, могут иметь своё продолжение в интерпрофессиональном образовании среди преподавателей здравоохранения. Заниматься обменом и созданием знаний, в конце концов, значит быть частью сообщества обучения.
Источник здесь >>