Подпишитесь на наши новости. Введите ваш email

Важность междисциплинарных исследований

Необходимость ответа на глобальные вызовы современного общества (охрана окружающей среды, энергетика, инфраструктура, безопасность) привела к появлению в последние годы нового способа ведения политики исследований и инноваций. По материалам новостного ресурса ScienceNordic.com.

Ни один из этих вызовов не ограничен традиционными дисциплинами – каждый носит междисциплинарный характер и требует решений, которые идут вразрез с принятыми академическими подразделениями. Тем не менее, по-прежнему не до конца понятно, что подразумевается под этим «междисциплинарным поворотом» и каким образом междисциплинарные исследования и инновации могут изменить организацию и повлиять на развитие науки.

Среди многочисленных инициатив ЕС и США, направленных на активизацию междисциплинарного сотрудничества, одним из наиболее ярких примеров является Европейская рамочная программа научных исследований и инноваций Horizon 2020 с общим бюджетом в 70 млрд € в 2014-2020 гг.

Ещё один пример из Дании, где правительство опубликовало инновационную стратегию и новую программу грантов INNO+ , чтобы распределять больше средств на междисциплинарные исследовательские сотрудничества и развивать партнерские сообщества для инноваций через государственные и частные секторы.

Подобные программы существуют в большинстве стран, так как сотрудничество и междисциплинарность стали новой нормой в мире исследований. Гуманитарные и социальные науки междисциплинарны по своей сути: они совмещают подходы и методы различных существующих научных дисциплин и занимают центральное место в среде междисциплинарных исследований. 

Археологи работают в тесном сотрудничестве с исследователями из естественных наук; исследования в антропологии и социальной психологии стали неотъемлемой частью менеджмента и организации; модели вовлечения граждан интегрировались в инженерные и транспортные исследования, а такие новые области, как «медицинские гуманитарные», «цифровые гуманитарные» и «экологические гуманитарные» науки, испытывают настоящий международный бум.

Некоторые исследования показывают, что научная среда становится всё более междисциплинарной. Так, Лоет Лейдесдорфф из Университета Амстердама вместе с коллегами изучил, как различные научные области всё больше ссылаются на исследования в других сферах.
А продолжающееся исследование датских гуманитариев впервые задокументировало, что области, которые прежде рассматривались как изолированные, в настоящее время начинают взаимодействовать с науками не из своей ниши.

Во многих отношениях междисциплинарная научная среда стала уже реальностью. Так же как, когда ледник отступает, оставляя морены гравия и камней, так и старые дисциплины разбиваются и начинают принимать новые формы.

Тем не менее, наше понимание междисциплинарности является недостаточным. Как отметил ещё в 1999 году американский философ Нэнси Картрайт и это до сих пор так и есть, «у нас нет связанных методологий междисциплинарной работы ... Для меня это как большой вызов, брошенный философии науки: нужно разработать методологии не только для жизни в лаборатории, но и для жизни в нашем беспорядочном мире». (Cartwright N., The Dappled World, Cambridge University Press 1999:18).

Вопрос междисциплинарности не является просто какой-то абстрактной проблемой научной теории, он имеет далеко идущие последствия в том отношении, каким образом различные дисциплины могут оказывать влияние на будущую научную среду.
Например, тенденции в науках о жизни и социальных науках ставят под сомнение тот факт, что основа всех гуманитарных наук (изучение человека) лучше всего описывается такими дисциплинами, как история, сравнительное литературоведение и языкознание. Или что человеческое поведение и культура должны рассматриваться как отражения более фундаментальной реальности, будь то биологическая или социальная реальность человека.

Такие новые области, как нейропедагогика, нейроэтика и нейроэстетика, появились на границах естественных и гуманитарных наук. Но не все из этих новых научных направлений находятся в мирном сотрудничестве - среди них усилилась борьба за финансирование.
Междисциплинарность поднимает важные вопросы:

Как мы гарантируем, что ещё есть место для академического разнообразия в рамках междисциплинарного исследования?
Как мы гарантируем, что междисциплинарность не является просто прикрытием для биологического детерминизма и дедуктивных подходов к исследованию?

Общая идея новой междисциплинарной парадигмы состоит в том, что естественные и технические науки не могут дать ответы на все ключевые вопросы. Такие насущные социальные проблемы, как климат и финансовый кризис, не могут быть решены только естественными науками или технологическими инновациями. Ведь вызовы современного общества требуют понимания наших психологических, культурных, институциональных и экономических механизмов.

Получается, что существует необходимость систематического отражения того, как мы можем интегрировать эволюционные объяснения и, например, психологические, структурные, институциональные и исторические.
Нельзя просто предположить, что интеграция между научными дисциплинами происходит сама по себе или что междисциплинарный подход означает лишь что-то одно.

Существует несколько форм научного сотрудничества:

1. Мультидисциплинарная – подразумевает совместное научное сотрудничество исследователей из двух или более дисциплин. Они ищут общее решение, но на основе своих специфических точек зрения.
2. Трансдисциплинарная – здесь мы говорим о сотрудничестве, в котором исследователи из одной или нескольких дисциплин работают с лицами, не входящими в научные круги. Участники работают вместе над практическими, социальными, политическими или экономическими вопросами.
3. Междисциплинарная – одна из наиболее требовательных форм сотрудничества, когда исследователи из разных дисциплин интегрируют существующие подходы и методы в создание новых автономных областей научных исследований и стратегий.
Для успеха новой междисциплинарной системы необходимо уделять больше внимания разработке и оценке совместных исследований. Мы должны справляться с задачами, которые возникают в экспертной оценке междисциплинарной науки такими, как создание панели сбора отзывов от более 10-15 рецензентов для оценки больших, мультиинституциональных научно-исследовательских проектов.

Если мы хотим, чтобы наука вносила больший вклад в решение глобальных социальных проблем, мы должны переосмыслить систему грантов и установленные механизмы оценки и анализа.
Значимость междисциплинарного сотрудничества в научном плане не может быть оценена на основе таких стандартных дисциплинарных показателей, как количество публикаций, ссылок или патентов. Для исследовательского процесса и для задействованных дисциплин и партнёров нужен более широкий и целостный подход. Разработка эффективного междисциплинарного партнёрства включает в себя создание единой «торговой зоны», в которой исследователи сходятся в фундаментальных принципах, определениях проблем, теоретических и методологических предположениях.

Междисцисплинарность рискует превратиться просто в клише, если не произойдёт более глубокого понимания научно-исследовательского сотрудничества.

Источник здесь >>