Подпишитесь на наши новости. Введите ваш email

Краткий обзор доклада "Характер междисциплинарных исследований"

(Доклад подготовлен Австралийским Советом Академии Наук ACOLA)

ВЕДЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

Поощрение междисциплинарных исследований имеет значительные преимущества, особенно там, где цель исследования заключается в достижении положительных экономических, социальных, экологических и культурных результатов.

Проблемы и возможности реального мира далеко не всегда соответствуют линейке традиционных академических дисциплин - для облегчения взаимодействия и сотрудничества между исследователями, работающими в самых разных областях, необходимы специальные механизмы.

Данный проект поддерживается Фондом специальных проектов Австралийского Совета по Исследованиям (ARC), и он направлен на решение двух основных проблем – во-первых, это применение междисциплинарности в широких проблемно-обоснованных исследованиях и, во-вторых, как использовать это понимание, чтобы найти эффективные ответы на вызовы, стоящие перед Австралией. Первый доклад Укрепление междисциплинарных исследований, опубликованный в феврале 2012 года, включает четыре компонента - что это такое, чем оно делает, как оно это делает и как финансируется - и даёт серию рекомендаций для доклада Характер междисциплинарных исследований (компоненты два и три).
Укрепление междисциплинарных исследований
В данном докладе (он доступен на сайте http://www.acola.org.au) профессор Габриэль Баммер изучила статус-кво в области междисциплинарных исследований в Австралии, сделала ряд ключевых выводов и представила следующие шесть рекомендаций:
• Создание согласованной классификации, которая отличает основные виды междисциплинарных исследований.
• Создание стандартных систем отчетности для подробного описания различных видов междисциплинарных исследований, для их понимания и оценки.
• Создание «наборов» правильных стратегий, обеспечивающих широкий спектр вариантов проведения любого вида междисциплинарных исследований, например, синтез знаний, построение доверия и налаживание взаимодействия с конечными пользователями.
• Развитие эффективной системы сбора данных о количестве различных реализуемых междисциплинарных исследований.
• Развитие эффективной системы сбора данных о качестве различных междисциплинарных исследований. Оценка лучших способов обучения следующего поколения, включая значимость первоначальной базы дисциплины и определения необходимых навыков.
• Организация семинара Австралийского Совета Академий Наук (ACOLA) с ключевыми лицами из правительства, промышленности, благотворительных и научно-исследовательских организаций для разработки планов действий по укреплению междисциплинарных исследований.

ЦЕЛИ

Характер междисциплинарных исследований, рассматриваемый через призму проектов социально-экологических исследований, строится на основе Укрепления междисциплинарных исследований, подробно изучающего междисциплинарные исследования, связанные с обеспечением экологической устойчивости. Опираясь на информацию об исследовательских проектах и программах в области экологической устойчивости, австралийские университеты в этом докладе стремились:
• Определить широту междисциплинарных научно-исследовательских программ и проектов в австралийских университетах и других научно-исследовательских организациях.
* Оценить, в какой степени неэффективная политика и другие барьеры влияют на эти исследовательские программы и проекты.
• Рассмотреть хорошие и плохие практики и дать оценку стратегиям преодоления препятствий, возникающих при ведении междисциплинарных исследований.
• Выявить полезные методы, которые исследователи использовали для преодоления некоторых трудностей в междисциплинарных исследованиях.
• Задокументировать текущие достижения и будущие возможности для высококачественных междисциплинарных исследований в вопросах устойчивости.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В АВСТРАЛИИ
Исследования об устойчивости - это исследования, связанные с возможностью нашего общества продолжать существовать в долгосрочной перспективе в мире, похожем на нынешний, а это зависит от биофизического качества окружающей среды. Проекты доклада исследовали четыре основные группы тем: изменение климата и последствия; безопасный, устойчивый запас воды, еды и энергии; управление ландшафтом и сохранение биологического разнообразия; городские районы как среда обитания человека.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Препятствия и Проблемы
Основные проблемы:
• В практике междисциплинарных исследований мало обучения.
• Требуется дополнительное время для преодоления языкового барьера и барьера различных методик, а также для установления доверия между исследователями и выстраивания отношений с заинтересованными сторонами.
• По-прежнему не хватает знаний о том, как проводить на практике междисциплинарные исследования (в пределах области устойчивости).
• Не ясно, являются ли крупные проекты или центры наиболее эффективными в плане проведения междисциплинарных исследований.
Институциональные проблемы:
• Разрыв (для молодых учёных) между междисциплинарностью и карьерным продвижением.
• Нехватка престижных междисциплинарных изданий.
• Университетские структуры (отделы, факультеты), которые сопротивляются широким запросам.
• Междисциплинарность может препятствовать карьерному росту; академический рынок труда организован по дисциплинам.
• Нет согласия в том, что составляет качество междисциплинарных исследований.
• Конкурсное финансирование исследований, как правило, рассматривается в рамках дисциплин.
Внешние проблемы:
• Обзор и финансирование исследований окружающей среды не ратуют за междисциплинарные проекты.
• Многочисленные роли, которые междисциплинарные исследователи вынуждены брать на себя, - посредники, координаторы и учёные.
Характеристики успешных междисциплинарных исследований
Доклад выделяет 13 ключевых моментов успешных междисциплинарных проектов.
1. Руководство.
Руководство группы должно быть тщательно подобрано таким образом, что бы хоть один её член имел навыки управления проектами. Междисциплинарные проекты, которые включают несколько подпроектов и нескольких участников (с различными мотивами), работающих над общей целью, - это сложные операции.
2. Сочетание навыков.
Сочетание дисциплин, представленных в команде проекта, должно быть выбрано на основе их целесообразности для проекта. Правильное сочетание других навыков (не из дисциплины) также имеет большое значение: сюда относятся менеджмент проектов, построение связей, анализ данных и статистика. Развитие навыков работает на преемственность, подготовку и наставничество молодых исследователей.
3. Командная работа.
Хороший междисциплинарный учёный должен быть таким – интересующимся другими дисциплинами и готовым подчерпнуть знания из них (не страдать дисциплинарным высокомерием); гибким и легко адаптирующимся; открытым идеям из других дисциплин и экспериментов; креативным; хорошим собеседником и слушателем; способным быстро впитывать информацию; хорошим командным работником.
4. Ввод данных извне.
Посредники и общественность владеют информацией и навыками, которые должны быть соответствующим образом объединены с информацией и навыками исследователей.
5. Задавать правильные вопросы.
Потратьте много времени в начале, чтобы получить правильные вопросы.
6. Интегрированные результаты.
В самом начале работы по успешному проекту в его концепции определяется то, как будут интегрированы результаты различных потоков исследований.
7. Размер.
Даже под огромным давлением расширить и увеличить проект, не нужно этого делать. Крупные проекты не всегда согласовываются; чем больше людей, тем больше времени затрачивается на управление ими; и дополнительные люди могут увести проект в ненужном направлении.
8. Связь и встречи.
Нужно учитывать время, стоимость и средства связи для наиболее продуктивных результатов.
9. План на результат.
В то время как проекты могут быть ограничены рамками вопросов исследования, реализовывать их нужно с планом доставить материальный продукт.
10. Спрос и предложение.
Достаточно рано должны быть приняты решения о роли конечных пользователей -
будут ли они в центре проекта и участвовать на всех его этапах, будут ли они в составе руководящей команды или выступать как консультанты, когда потребуется.
11. Кто присвоит себе результаты?
Понять роль коммерциализации научно-исследовательской программы и, если это необходимо, убедиться, что в команде есть люди, которые могут этому способствовать. Протоколы интеллектуальной собственности должны быть согласованы до начала проекта.
12. Бумажная работа.
Вести документооборот. Университет и финансирующая организация потребуют много документов; и в дополнение к этому должны быть задокументированы неформальные соглашения с членами команды и конечными пользователями. Дайте добро на эти расходы.
13. Управление рабочим процессом.
Признайте, что у членов команды есть другие обязанности, помимо проекта. Руководящая группа должна обговорить с каждым членом группы и задокументировать время его работы.

ДОСТИЖЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

Междисциплинарные исследования экологической устойчивости в Австралии всё ещё на ранней стадии. Исследовательские центры сотрудничества и программы, изученные для этого доклада, являются одними из первых крупномасштабных научно-исследовательских проектов в Австралии. Помимо конкретной технической экспертизы и исследований междисциплинарности в рамках сельского хозяйства и окружающей среды, это десятилетие было важным для того, чтобы обучиться, как проводить такой род исследований, как его развить и как финансировать. Также был достигнут прогресс в разработке инструментов для интеграции. И это достижение весьма значимо. Тем не менее, Австралия бы только выиграла от разработки долгосрочной концепции междисциплинарных исследовательских потребностей.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ – ТЕСТИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Последний компонент Ведения междисциплинарной научно-исследовательской работы проверит модель междисциплинарных исследований, разработанную в первых двух докладах, используя «живой» сценарий для решения одной из ключевых проблем, стоящих перед Австралией сегодня. Вспомогательные технологии здравоохранения для независимой жизни: Пилотное исследование изучит, как позволить престарелым и инвалидам жить дольше в их собственном доме за счёт применения более умных и экономически эффективных подходов вспомогательных технологий. Проект исследует преимущества междисциплинарного подхода в технологических, социальных и этических вопросах, связанных технологическими решениями быта престарелых и инвалидов. Практичность и относительная важность включения (или опускания) ключевых соображений, выявленных на сегодняшний день Ведением междисциплинарной научно-исследовательской работы, будут контролироваться во время выполнения окончательного проекта.