Подпишитесь на наши новости. Введите ваш email

Рискованный путь междисциплинарных исследований

В системе высшего образования нужно сломать барьеры, стоящие на пути межпредметного обучения.
«Итак, какова тема вашей диссертации?» Это обыкновенный вопрос в стандартной ситуации: человек просто пытается завести беседу и задаёт очевидный вопрос, подразумевающий простой ответ. Однако в моём случае, как правило, возникает неловкое молчание, пока я стараюсь сформулировать короткий и не слишком запутанный ответ.

 

Я один из тех соискателей на степень доктора философии, кто пишет диссертацию в рамках междисциплинарного проекта. Немного математической теории, немного вычислительной химии, а также молекулярной биологии и генетики. Признаться, я затрудняюсь сформулировать конкретную тему…

Междисциплинарность нынче в моде в научных кругах - работа, которая охватывает две или более предметные области и в которой эксперты из разных дисциплин обмениваются знаниями и точками зрения. Во всём этом – огромный смысл. Ничто не существует в изоляции от остального мира, и изучение предмета в широком контексте - будь то понимание биологии с точки зрения химии и физики или медицина в контексте её взаимодействия с социальными и экономическими факторами - часто может быть просветительским. Однако часто упускается из виду то, как тенденция междисциплинарности влияет на тех из нас, кто начинает свою академическую карьеру на фоне этих изменений.

Для академиков междисциплинарность, как правило, предполагает сотрудничество по проекту с коллегами из разных сфер. А для молодых учёных это значит гораздо больше, чем просто сотрудничество. Считается, что мы должны быть междисциплинарными с самого начала нашей карьеры - одновременно учиться и работать в нескольких предметных областях!
И не всегда есть выбор. Большинство из нас должны взять проекты, которые финансируются, а они всё чаще междисциплинарные. Многие из популярных сегодня центров подготовки на докторскую степень, привлекших недавно повышение государственного финансирования, усиленно соблюдают междисциплинарную этику - студенты работают у нескольких руководителей из различных ведомств, а проекты - гибриды нескольких предметов.

Конечно, у всего этого есть положительная сторона. Когда ты единственный, кто реально понимает проект и знает, как собрать вместе все его составляющие, то возникает реальное ощущение независимости, чувство обладания проектом. С другой стороны, это также может означать нехватку поддержки и руководства. А попытки получить опыт и изучить литературу сразу в нескольких предметных областях могут превратиться в обескураживающую и почти невыполнимую задачу.

Это также может означать неопределённое будущее. В высших научных кругах к междисциплинарным исследованиям относятся настороженно. Несмотря на то, что университеты и финансирующие организации поддерживают концепцию, учёные сообщают, что их междисциплинарная работа часто исключается из системы Research Excellence Framework (новая система оценки качества исследований в высших учебных заведениях Великобритании, Прим.), потому что она «слишком рискованная», и влиятельные журналы, кажется, не склонны признавать разнообразие среди дисциплин.

Так что же остаётся начинающему карьеру исследователю, который мечтает об академическом будущем? Все мы знаем, что должны «публиковаться или сдаться». Но многим из нас знакомо то чувство разочарования, когда сдаёшь свою статью в тематический журнал, а в ней не находят необходимого влияния на какую-либо одну дисциплину, или когда хочешь представить работу на конференции, а её просто не понимают. Точно так же может быть проблематичным и принятие на себя ответственности за обучение тех, кто мечтает об академической карьере, а вы не можете показать на своём личном примере наличие опыта в какой-либо одной предметной области.

Есть определенная степень иронии, когда правительство и проректоры отстаивают этот подход и поощряют лучших выпускников междисциплинарными стипендиями, но не меняют конвенции, которые так усложняют продвижение к настоящему прогрессу тем, кто в самом начале своей карьеры выбирает такой путь. Нельзя обвинять целеустремлённых исследователей в том, что они решили, что этот путь просто слишком рискованный.
Если что на самом деле и нужно изменить (способ отбора статей в журналы и заявок на гранты, определения понятий качества и влияния исследования), то нужно обратиться к более широким академическим структурам. А начинающим учёным необходимо предоставить соответствующую поддержку и обозначить пути карьерного роста, если в продолжении своего междисциплинарного обучения они планируют успешную интегрированную академическую карьеру.
Междисциплинарные исследования не могут осуществляться в изоляции.

Источник: http://www.theguardian.com/higher-education-network/blog/2014/feb/19/interdisciplinary-research-universities-academic-careers