Подпишитесь на наши новости. Введите ваш email

Междисциплинарные исследования: как стимулировать сотрудничество.

В статье, опубликованной в журнале «Nature», рассматриваются пути выведения первых попыток взаимодействия между социальными науками и биофизикой на уровень полноценного сотрудничества.

В настоящее время преодоление разрыва между естественными и социальными науками имеет решающее значение. Это обеспечит условия для глобального устойчивого развития, которое подразумевает социальную интеграцию, экологическую устойчивость и экономическое процветание. Устойчивое развитие – это классическая проблема, характеризующаяся размытыми требованиями, нечеткими границами и спорными вопросами, которые ни одна из научных дисциплин не может решить самостоятельно.

Крайне важно понимать, почему многие попытки наладить междисциплинарное взаимодействие не принесли ощутимых результатов, и в чём секрет успеха работающих моделей сотрудничества. В данной статье рассматривается опыт учёных из университета Monash (Monash University, Melbourne, Australia), где была создана межфакультетская группа экспертов, которая обеспечивает комплексное и экологически рациональное управление водными ресурсами в нескольких городах.

Сейчас эта междисциплинарная команда уже готова подключить к своей работе и другие организации на национальном и международном уровне. Однако не следует забывать и о неизбежных издержках, которые связаны с такой моделью проведения исследований: они требуют дополнительного времени и усилий.

Первые шаги к созданию полноценного междисциплинарного проекта были сделаны в начале двухтысячных годов, когда две исследовательские группы – одна с инженерного факультета, разрабатывавшая устойчивую технологию дренажа, а другая с факультета искусств, занимавшаяся управлением водными ресурсами в городах, - пришли к заключению, что совместное решение общих задач будет наиболее эффективным. В 2005 году в результате объединения этих двух групп был организован новый факультет Facility for Advancing Water Biofiltration, собравший под своей крышей учёных, исследователей, аспирантов и студентов, работающих в области гражданского строительства, экологии и социологии. В 2012 на базе факультета был создан Совместный Исследовательский центр, занимающийся проблемами управления водными ресурсами в городах, сотрудничающий с более чем 85 организациями, в том числе с 13 научно-исследовательскими институтами, и привлекающий к работе порядка 230 исследователей и аспирантов из более чем 20 дисциплин различных биофизических, социальных и гуманитарных наук.

Работы, проведённые междисциплинарной группой за последние десять лет, имеют существенный практический выход. Например, с 2010 года предложенная группой расширенная схема комплексного управления общегородским водным циклом используется правительствами (Австралия, Сингапур и Китай) и международными организациями (Азиатский банк развития) для определения направлений стратегического планирования и инвестиций.

Во время совместной работы учёные из разных областей науки сталкиваются с множеством сложностей и конфликтов, вытекающих из разницы в методологии и затрудняющих сотрудничество. Биофизики обвиняют социологов в недостаточной строгости методов и неоправданной трате времени на концептуализацию проблемы, не дающую ничего для её решения. С другой стороны, социологи обвиняют учёных-естественников в том, что те сосредоточены на конкретных проблемах, не уделяя должного внимания социальным последствиям предложенных ими решений. Этот разлад усугубляется культурной традицией, которая зачастую ставит естественные науки в привилегированное положение по отношению к социальным. Как правило, экологические проблемы, рассматриваются с биофизической точки зрения, что означает, что социологи не вовлекаются в разработку комплексных решений достаточно эффективно.

Пять принципов

Как можно помочь ученым преодолеть эти предрассудки? Авторы статьи выделяют следующие пять принципов построения процесса междисциплинарного исследования.

Сформулируйте миссию. Движущей силой данного проекта была общее стремление разработать стратегию управления водными ресурсами, направленную на устранение проблем, связанных с наводнениями, засухой и деградацией водных путей. Миссия даёт ясное понимание конечной цели совместной деятельности, подразумевает долгосрочное воздействие в качестве результата этой деятельности и должна быть сформулирована настолько широко, чтобы обеспечить значимую роль для всех участников междисциплинарного проекта.

Общая миссия также даёт возможность сохранить чувство цели в случае сбоя и в условиях долгосрочной траты времени и усилий на оценку теорий и подходов других дисциплин. Опыт данного проекта показал, что привлечение к совместной работе учёных, не разделяющих миссию, не приносит успеха. Хотя последующей уход этих исследователей из команды первоначально ослабил группу, в долгосрочной перспективе он обеспечил мотивацию для расширения сотрудничества с другими организациями.

Развивайте T-образные компетенции. Успех междисциплинарных исследований во многом зависит от того, сочетают ли участники процесса знания и опыт в собственной дисциплине со способностью заглянуть за её пределы ('T-shaped' researchers). Такие исследователи завоёвывают авторитет, стремясь внести существенный вклад в своей области науки, что имеет большое значение в начале карьеры, когда перспективы продвижения оцениваются в соответствии со строгими научными критериями (см. принцип 5). Исследователи, обладающие Т-образными компетенциями, также активно взаимодействуют с другими дисциплинами (см принцип 3) с целью понять и оценить их теории, методы и достижения.

Многие считают, что междисциплинарные исследование задерживают развитие карьеры и являются роскошью, доступной только уже зарекомендовавшим себя учёным. Австралийский опыт показывает, что многие из участников проекта были в состоянии поддерживать высокий уровень публикации в своей собственной области, а также - в составе команды – обеспечить увеличение финансирования исследований. Тем не менее, потребовалось почти пять лет, чтобы начать публикацию совместного междисциплинарного исследования в ведущих журналах.

Воспитывайте умение вести конструктивный диалог. Одним из определяющих факторов успеха междисциплинарного проекта является создание таких условий и неформальных правил, которые позволяют учёным эффективно взаимодействовать, несмотря на существенную разницу в подходах к схеме проведения и к методологии исследования, a также отличия в профессиональной лексике и принятых способах обмена информацией.

Для того чтобы сформировать такую среду, необходимо выполнять ряд требований, в частности: общаться общепринятом разговорном языке (не использовать профессиональный жаргон), развивать уважение к правилам и нормам другой дисциплины и задуматься о том, что именно важно в совместной работе. Используя эти правила, междисциплинарная группа университета Monash открыла регулярные междисциплинарные форумы, обеспечившие возможность совместной работы над ключевыми публикациями.

Выработка способности к конструктивному общению требует времени и практики: исследователи-новички в междисциплинарной группе, возможно, еще не обладают необходимыми навыками. Как правило, они проходят через три стадии развития (см. рис.) Вначале новые сотрудники имеют тенденцию доминировать в дискуссии и отстаивать примат своей дисциплины. Однако вскоре они осознают важность других дисциплин и воспринимают менее агрессивную модель поведения. В конечном итоге исследователи осваиваются в пространстве конструктивного диалога. Более опытные участники процесса взаимодействия обеспечивают нового коллегу необходимой поддержкой в этих динамических отношениях.

Заручитесь организационной поддержкой Возможность продвижения академической карьеры – важное условие для привлечения к междисциплинарным исследованиям лучших умов. Высшее руководство университета последовательно давало понять, что ценит исследования, которые являются междисциплинарными, привлекают промышленность и обеспечивают практический результат.

Это проявлялось в общей политике проводимой университетом, например, в отношении критериев продвижения карьеры или при поддержке программ посевного финансирования (первоначальных инвестиций). В частности, на инженерном факультете были введены качественные стандарты аттестации исследований (наряду с обычными количественными показателями) как способ оценки эффективности исследований на практике. Инженерный факультет и факультет искусств в настоящее время присуждают небольшие гранты командам от обоих факультетов с целью стимулировать сотрудничество. Также университетом были учреждены специальные аспирантские программы по междисциплинарным исследованиям.

Свяжите исследователей с политиками и практиками. Ключевую роль в развитии междисциплинарного сотрудничества играет установление прочных связей исследователями, политиками и практиками индустрии. К счастью, промышленность редко думает и действует в рамках одной узкой дисциплины. Как правило, в индустрии приветствуется подход к решению сложных проблем с различных точек зрения, и таким образом, моделируется интегрированное и ориентированное на конечный результат мышление.

С целью обеспечить наилучший практический результат к разработке программы междисциплинарного исследования по управлению водными ресурсами, проводимого в университете Monash, были привлечены политики и представители соответствующей отрасли промышленности. Неоднократно проводились мероприятия, давшие возможность критически оценить научный подход и результаты работы, а также наладить взаимодействие между всеми тремя сторонами процесса.

Авторы исследования: Rebekah R. Brown, Ana Deletic, Tony H. F. Wong

По материалам журнала «Nature»