Книга «Rethinking Interdisciplinarity across the Social Sciences and Neurosciences» (Felicity Callard и Des Fitzgerald).
По материалам «The Guardian».
Сегодня о междисциплинарности говорят все: финансовые фонды и научные журналы, аналитические центры и политические институты – все согласны с тем, что будущее научных исследований лежит вне жёстких дисциплинарных границ. Британская академия, например, проводит анализ "релевантности междисциплинарности по отношению к инновациям» и изучает вопрос «как ученые могут сделать карьеру в области междисциплинарных исследований». Журнал «Nature» опубликовал специальный выпуск, посвящённый междисциплинарности.
То же происходит за пределами Британии. Science Europe, объединение европейских финансирующих организаций, утверждает, что "ключ к будущим научным открытиям лежит в области междисциплинарных исследований", а Всемирный совет по научным исследованиям - федерация национальных спонсоров, которая включает в себя Национальный научный фонд США, Китайскую академию наук и Научно-исследовательский совет Великобритании - готовит свой собственный отчет о междисциплинарности.
Однако, несмотря на то, что все согласны с тем, что междисциплинарные исследования – это правильное направление движения, это также и нелёгкий путь. В редакционной статье в «Nature» подчеркивается, что «нейтральная зона междисциплинарности» должна стать более «гостеприимным местом, для того, кто хочет построить научную карьеру».
Для междисциплинарного исследователя, отошедшего от традиционных, чётко определённых критериев, определяющих качество работы, не всегда легко разместить свои статьи в лучших журналах, получить финансирования через обычные каналы, объяснить суть своей работы комитетам по поддержке и развитию и т.д. Господствует мнение, что как только такие прагматические вопросы будут решены и структурные проблемы устранены, ситуация улучшится: будет производится новое интегрированное знание, люди научатся сча́стливо работать вместе, со временем будут сделаны междисциплинарные прорывы, и все это будет беспрепятственно содействовать инновационной деятельности в экономике в целом.
Но что, если это не так? Что, если основные проблемы, связанные с междисциплинарной работой связаны не только с очевидными структурными препятствиями, лежат в зыбкой, нечеткой области человеческих чувств, эмоций и способов социального взаимодействия? Что, если междисциплинарный подход трудноосуществим не столько потому, что каждый имеет свою собственную точку зрения и методы, но и потому, что каждый имеет различные уровни доступа к власти, влиянию и фондам? Как изменится наше понимание – и возможность решения – междисциплинарных проблем, если мы будем ориентироваться не столько на исследовательские фонды, журналы и университеты, а уделять больше внимания рутинной повседневной жизни исследователей, работающих вместе?
Оба автора провели большую часть своей академической жизни в междисциплинарном пространстве (работая на стыке социологии, нейрофизиологии и гуманитарных наук). Задача постижения того, как работает человеческий мозг и как влияет на него среда, требует, чтобы различные по специализации группы учёных научились плодотворно взаимодействовать. Такая совместная работа даёт ключ к пониманию, как стресс возникает из тесно связанных между собой физиологических, психологических и социальных факторов; как развитие наркотической зависимости встроено в неврологические и экономические процессы; и как психиатрические симптомы иногда отражают определенные повествования.
Понимая междисциплинарность как чрезвычайно важный путь получения знаний, авторы стремятся, разрушить структуру (все более похожую на железную клетку), которая регламентирует дискуссии о том, что это, и как это может быть сделано лучше.
Авторы решили написать книгу о вещах, которые обычно замалчиваются: о глубоко укоренившейся несоразмерности в институциональной и дисциплинарной власти по всей области социальных, гуманитарных наук и нейробиологии; о странных путях междисциплинарных исследований, когда эмоциональные аспекты с одной стороны помогают обнаруживать новое, но также могут сдерживать развитие проекта; о важности различных способов мышления о дисциплинарном пространстве и времени.
Это потребовало от авторов отказа от позиции «золотой середины» - якобы беспристрастной, пресной и в целом обнадёживающей, которая используется, по умолчанию, при попытке объединить носителей различного опыта. Описать настоящие рабочие будни: как вы встречаетесь с различными людьми, достаёте деньги на исследования, работаете вместе – это не так просто, как кажется. А выйти за рамки бодрых отчётов о гармоничном сотрудничестве, чтобы рассказать о странных, неровных, а иногда и беспокойных ритмах, которые держат людей вместе, ещё сложнее.
Авторы чётко формулируют, что считают междисциплинарные исследования невероятно важными. Участие в таких проектах приносит удовлетворение и возбуждает исследовательский интерес. Но именно потому, что они относятся к междисциплинарности настолько серьезно, они считают, что пришло время, чтобы взглянуть на неё по-настоящему. На повестке дня стоит не столько обсуждение элегантных структур и новых схем финансирования, но, прежде всего, разговор о каждодневных актуальных отношениях и эмоциях, которые делают совместную работу возможной. Авторы выражают надежду, что книга «Rethinking Interdisciplinarity» поможет начать серьёзную дискуссию.
Источник: The Guardian