Подпишитесь на наши новости. Введите ваш email

Основные этапы междисциплинарных исследований

Междисциплинарные исследования играют всё более важную роль в процессе формирования научной картины мира. За последние годы было сделано множество попыток сформулировать, в чём же заключается суть процесса таких исследований. Приведём два наиболее известных определения.

Междисциплинарное исследование – это процесс поиска ответа на вопрос, решения проблемы по теме, которая слишком широка, чтобы рассматриваться в рамках одной дисциплины или специальности. В таком процессе, знания, полученные с помощью методов, присущих отдельным дисциплинам, интегрируются с целью построения новой комплексной перспективы.
(William H. Newell и Julie Thompson Klein)

Междисциплинарные исследования – способ исследований, применяемый коллективами или отдельными лицами, который интегрирует информацию, данные, методы, инструменты, точки зрения, концепции и / или теории двух или более дисциплин или направлений специальных знаний, для продвижения фундаментального понимания или решения проблем, выходящих за рамки одной дисциплины или области исследовательской практики.
(The National Academies. US)

Хотя единое чёткое определение, что такое междисциплинарные исследования, до сих пор является предметом дискуссий, в настоящее время складывается консенсус относительно его ключевых компонентов. 

Междисциплинарные исследования:
– сосредоточены на конкретной проблеме или вопросе, которые слишком сложны, для получения удовлетворительного ответа в рамках какой-либо одной дисциплины;
– основываются на знании, полученном путём специализированных исследований. Специализированные исследования проводятся сообществами ученых, которые разделяют ряд направляющих вопросов, концепций, теорий и методов;
– оценивают результаты специализированных исследований;
– утилизируют различные теории и методы, при понимании того, что все теории, методы и дисциплины применимы лишь для некоторых целей и имеют слабые стороны;
– принимают во внимание, что для каждой из дисциплин характерна своя (постоянно эволюционирующая) точка зрения на проблему, рассчитывая при этом, что специалист будет той или иной степени отклоняться от стереотипов общепринятой дисциплинарной точки зрения;
– интегрируют лучшие элементы дисциплинарных идей для того, чтобы сформировать более полную (и часто более детальную) оценку рассматриваемого вопроса. (Результат может принимать форму нового знания, нового продукта, или новой интерпретации.)

 

Этапы междисциплинарного исследования

Процесс организации междисциплинарного исследования довольно сильно отличается по своему характеру от методик, принятых в отдельных дисциплинах,но служит он для аналогичных целей: упрощения коммуникаций между учёными, поощрения качественных исследований, облегчения оценки этих исследований.

Можно выделить следующие логические этапы построения процесса междисциплинарных исследований:

Формирование исследовательской группы
Для успешной коллективной работы организационный процесс должен быть последовательным, тщательно структурированным и включать в себя детальные переговоры и корректное взаимодействие с членами группы. Это занимает много времени, требует от участников признания командных целей, и во многом зависит от поощрения взаимного уважения в коллективе.

Решение коммуникационных проблем
Здесь можно выделить две основные сложности: первая – различие в смысле, вкладываемом в те или иные концепции в разных областях науки или социальных группах; вторая – стереотипы, свойственные той или иной специализации, которые ученые привносят в междисциплинарный процесс.

Постановка задачи исследования
Правильная формулировка вопроса важна для любого исследования. В случае междисциплинарного исследования существует дополнительная проблема: как поставить задачу так, чтобы избежать приоритизации одних дисциплин перед другими.

  Вопрос исследования должен удовлетворять следующим критериям:
–  быть комплексным и требовать знаний из нескольких дисциплин
(то есть, ни одна дисциплина не может удовлетворительно ответить на вопрос или проблему самостоятельно);
–  строго определять область исследования;
–  быть поддающимся исследованию;
–  находиться в области компетенции данной группы исследователей;
–  быть чётко сформулированным и свободным от жаргона;
–  быть свободным от дисциплинарной или иной предвзятости
(то есть, вопрос не должен предполагать определенный результат или (часто непреднамеренно) допускать, что точка зрения той или иной дисциплины являются более важной по отношению к другим);
–  быть актуальным.

Выявление и оценка существующих внутридисциплинарных взглядов и подходов
Качественное междисциплинарное исследование основывается на критической оценке того, что было сказано по поводу исследуемого вопроса в рамках различных дисциплин (и в междисциплинарных областях). Для проведения такого исследования необходимо сначала определить релевантные дисциплины, теории, методы и явления. С этой целью должна быть изучена соответствующая литература. Затем полученные знания должны быть критически оценены.

Отображение (мапирование) междисциплинарных связей
Так как междисциплинарный анализ используется при решении комплексных проблем с целью получения более глубокого знания, полезно чётко определить соответствия между явлениями, связанными с предметом исследования.

Осуществление исследования смешанного типа (Mixed Methods Research)
Исследования смешанного типа (ИСТ) – это исследования, в которых совмещаются элементы качественного и количественного подходов (качественные и количественные точки зрения, техники сбора данных, методы анализа, способы вывода и т.д.) для расширения исследовательских целей, увеличения глубины понимания изучаемой проблемы и улучшения доказательной базы сделанных выводов.
Одним из важнейших моментов при осуществлении ИСТ является то, исследователи должны быть знакомы с передовыми практиками применения каждого метода.

Интеграция знаний, полученных в отдельных дисциплинах
Сутью междисциплинарного анализа является интеграция идей и знаний, полученных при применении методов и средств различных дисциплин науки. Это, пожалуй, самый сложный шаг в междисциплинарном исследовательском процессе, требующий творческого подхода. Стратегия достижения интеграции фокусируется на выработке общей платформы (Common Ground), которая определяется как одна или несколько разделяемых участниками процесса концепций, позволяющих согласовать различные подходы к проблеме и, тем самым достигнуть интеграции.

Анализ, проверка и сообщение о результатах исследования

Одним из важных дополнительных этапов процесса междисциплинарных исследований является оценка междисциплинарного исследования независимыми экспертами.

 

Источник: https://sites.google.com/a/ualberta.ca/rick-szostak/research/about-interdisciplinarity