Подпишитесь на наши новости. Введите ваш email

Что такое ложное междисциплинарное сотрудничество и почему оно происходит?

«Это не всегда намеренно».

По материалам статьи Лянхао Дай (Lianghao Dai) в Nature Index.

«Ложное» междисциплинарное сотрудничество (МДС) происходит, когда ученые – представители различных дисциплин, подписываются под междисциплинарным исследовательским проектом, но интеграции знаний не происходит, потому что они в конечном итоге работают над своими индивидуальными или междисциплинарными исследованиями индивидуально.

Основная мотивация «ложных МДС» заключается в стратегическом обеспечении финансирования исследований.

Ученые, находящиеся под влиянием приоритетов финансирования, выдвигаемых региональными, национальными и транснациональными органами финансирования, а также академической манией «междисциплинарности», чувствуют необходимость разработать конкретную тему междисциплинарных исследований и организовать свои исследования совместно. В то время как реальный междисциплинарный проект требует сложных и долгосрочных процессов для создания интегрированной темы, а также четкого разделения труда, «ложные» совместные усилия, как правило, развиваются сравнительно быстро.

Так зачем научным сообществам гоняться за МДС ценой того, что они рискуют своей академической репутацией, фактически не реализуя «междисциплинарность»?

Откуда «растут ноги»?

В своей статье Лянхао Дай (Lianghao Dai) рассматривает, как междисциплинарное сотрудничество, работая на ежедневной и организованной основе, делает создание «ложного» сотрудничества очень сложным. А какие факторы по мнению доктора Дай могут способствовать существованию ложных МДС?

Первый, но не единственный фактор – это ориентация на общие, рекомендуемые руководством института / научного центра / региона, цели и векторы развития науки в целом.

Существует такое понятие как «академические предприниматели». Современные исследовательские центры действуют, как производство, в несколько этапов. Некоторые старшие исследователи, отвечающие за крупный грант или лабораторию, озабочены использованием своих контактов на высоком уровне для получения финансирования и возможностей.

Еще один фактор - риск отсутствия фактического результата в ближайшем будущем. При этом временных и интеллектуальных затрат подлинное междисциплинарное сотрудничество требует весьма серьезных. Эти обстоятельства сильно снижают мотивацию для реально глубокого командного сотрудничества.

Кроме того, ложные МДС могут быть результатом когнитивной неспособности действительно понять друг друга. Степень, в которой концепция или группа понятий отличаются между различными дисциплинарными традициями, может не учитываться должным образом или даже не признаваться до или во время сотрудничества.

Сотрудничество может стать «ложным» из-за этой коммуникативной и когнитивной ошибки.

Вопрос компромисса.

Некоторые МДС являются результатом ряда компромиссов между участниками. Некоторые группы ученых не могут прийти к соглашению по заданной теме. Общая проблема в команде МДС заключается в том, что некоторые члены команды могут чувствовать, что их используют для сбора данных, как независимых интерпретаторов или аналитиков. Прямо говоря, они становятся просто «рабочими» для других дисциплин. Напряженность для ученых в команде МДС между пересечением дисциплинарных границ и сохранением их дисциплинарных идентичностей является постоянной и врожденной. Если интеграция знаний и инновации являются конечной целью МДС, это может привести к размыванию дисциплинарных границ. Неспособность адекватно распознать и обсудить эти противоречия может привести к тому, что МДС будет выглядеть ложно. Это нежелательный результат, потому что ложное МДС может не только впустую тратить ресурсы, которые должны были быть направлены на поддержку реальных усилий, но также является пустой тратой энергии, средств и, прежде всего, доброй воли финансирующих агентств и академических учреждений.

Маргарет Боос и Лянхао Дай обозначили несколько основных принципов для бесперебойной работы реального МДС:

Во-первых, чтобы преодолеть когнитивные и организационные барьеры для МДС, необходимы более эмпирические исследования на тему, как интегрировать перспективы из различных дисциплин в потенциальное междисциплинарное сотрудничество, и как организовать взаимозависимость рабочей нагрузки и задач в команде МДС.

Во-вторых, углубленное общение между учеными требует долгосрочных усилий в духе доброй воли. Например, чтобы снизить риск при создании нового междисциплинарного проекта, старшие исследователи могут организовать пилотные исследования своего следующего потенциального проекта в рамках своего текущего исследования. И таким образом продлить коммуникативный процесс до нового проекта. Благодаря опыту предварительного сотрудничества каждый потенциальный участник сможет узнать не только о том, подходит ли ему новый проект, какую роль от него ожидают и смогут ли все участники договориться о разумных отношениях и иерархии внутри него, но также, будет ли новый проект действительно междисциплинарным. Этот метод может помочь уменьшить вероятность того, что следующее междисциплинарное сотрудничество может оказаться «ложным».

Источник: https://www.natureindex.com