Приверженцы междисциплинарного подхода утверждают, что успешное решение зависит от мышления, гораздо более широкого, чем может предложить любая дисциплина. Именно поэтому стратегия «культивировать образ мышления, сочетающий в себе идеи с разных точек зрения» завоёвывает все большее количество последователей.
Одними из таких последователей являются Джонатан Адлер, доцент кафедры психологии; Кейтрин Линч, профессор антропологии и Роберт Мартелло, профессор истории науки и технологий Инженерного колледжа Олина.
Преподавая в инженерном колледже, они поощряют у своих студентов стремление к интеграции прикладных технических и гуманитарных наук, и видят, что успешные примеры подобной интеграции помогают решить не только конкретные проблемы на частном уровне, но могут способствовать и борьбе с глобальными вызовами.
Приведем их статью, опубликованную в издании в The Conversation в 2018 году. Она отлично иллюстрирует, что именно понимается под междисциплинарностью – как образом мышления.
Первое, на что может повлиять междисциплинарное мышление в глобальном смысле – это решение климатических проблем. Авторы статьи подчеркивают, что переход на ядерную энергию, электромобили и модернизация угольных и газовых электростанций, перевод домов на энергоэффективное освещение - это чисто технические вопросы, которые уже осуществляются в рамках национальных стратегий в большей или меньшей степени. Но вопросы изменения человеческих убеждений и поведения – вот, что может реально повлиять на решение экологических проблем планеты.
В статье «За пределами человеческого бездействия: поощрение коллективных усилий по сохранению экосистемы», опубликованной в журнале Science, реальная проблема изменения климата была диагностирована следующим образом: «Ощущение того, что я отделен от природы, является основой испорченного отношения человечества к планетным ресурсам». Единственное реальное решение климатических проблем, с которыми сталкивается наша планета, - это изменение мышления, подход, который требует комплексного понимания всех способов, которыми люди и организации взаимодействуют с миром природы.
Основываясь на этих выводах, американские преподаватели – авторы статьи, утверждают, что студенты должны не только изучать общественные или естественные науки, но и узнавать, как идеи, полученные в результате обоих, могут быть объединены, чтобы стать еще более мощным.
Междисциплинарное мышление также помогает решать и локальные проблемы.
В пример приводится транспортная развязка в центре Драхтена, Нидерланды, которая ежедневно принимает 20 000 водителей, а также множество велосипедистов и пешеходов. Эта развязка была известна высоким уровнем несчастных случаев и смертей.
Традиционным решением могло бы стать размещение на дорогах указателей и сигналов. Но голландский инженер-транспортник Ханс Мондерман подошел к проблеме с другой стороны. Вместо того, чтобы засыпать дороги знаками, в 2003 году он убрал все вывески. Такой подход к проектированию «общего пространства» означал, что водители, велосипедисты и пешеходы должны были лучше узнавать друг друга, чтобы успешно перемещаться по перекрестку. Опора на человеческие связи, а не на спроектированные схемы движения перевернула традиционное мышление и резко снизила количество несчастных случаев и смертей.
Самые инновационные решения подобных местных проблем требуют глубокой интеграции количественных и эмоциональных представлений, которые слишком часто разделяются между традиционными академическими дисциплинами.
Наконец, междисциплинарное комплексное мышление способно привести к решению множества проблем на индивидуальном, личностном уровне.
В пример приведен опыт 60-летней жительницы Бостона, которая передвигается на инвалидной коляске, для которой покупка продуктов является обременительным и физически болезненным занятием. Традиционный ответ инженера может указать ей на онлайн-сервисы доставки продуктов на дом. Однако для женщины-инвалида поездка в магазин – это еще и возможность общения, проявления самостоятельности и социализации. Решением учеников колледжа Олина была изготовленная на заказ легко адаптируемая подставка для стула, которая облегчила физические трудности, связанные с покупками, и повысила ее способность к содержательному взаимодействию со своим сообществом.
Разработка этого решения требовала гибкого синтеза инженерного дизайна и внимания к человеческим ценностям.
Обучение новым подходам
Как показывают эти примеры, нам нужно научить студентов по-разному подходить к сложным проблемам.
В мае 2018 года совместная целевая группа из Национальных академий наук, инженерии и медицины США выпустила отчет под названием «Ветви одного дерева: интеграция гуманитарных наук и искусств с науками, инженерией и медициной в высшем образовании».
Это исследование выявило большой потенциал в междисциплинарном образовании. Список возможных преимуществ включает повышение мотивации студентов и получение удовольствия от обучения, развитие навыков работы в команде и коммуникативных навыков, этического принятия решений и критического мышления.
Авторы статьи приводят ряд успешных примеров такого типа инновационной интеграции в самых разных уголках академического сообщества США. Например, в Университете Джорджа Мейсона проект «Дождь», являющийся частью инициативы EcoScience + Art, объединил преподавателей факультетов естественных наук, искусств, гуманитарных наук и дизайна для разработки плавучих водно-болотных угодий.
Или лаборатория STAGE в Чикагском университете, где в рамках Института молекулярной инженерии создаются новые произведения театра и кино. Здесь создание новых пьес и фильмов наряду с созданием новых научных открытий вдохновляет на новые способы задавать вопросы как в искусстве, так и в науке.
Этика, устойчивость, вопросы идентичности, равенства или социальной справедливости и многие другие темы должны быть включены в процесс проектирования ученого или инженера.
Источник: https://www.studyinternational.com/